Историко-педагогическая проблема или явление и ее отражение в художественном произведении.
«Поющие в терновнике» Колин Маккалоу
Обучение 20 века в Австралии.
Яркий пример обучения в монатырях показан в книге "Поющие в терновнике".
Вначале описывается, как дети из семьи Клири учились в монастыре.
В то время было нелегко учиться, дисциплина и пунктуальность были на первом месте, а если это нарушалось, то монахиням разрешалось прибегать к физическому наказанию. Это можно ярко проиллюстрировать сценой, когда Клири опоздали в первый день нового учебного года: «— Молчать! — прошипела, обернувшись к ней, сестра Агата. — Мне совершенно неинтересно, кто из вас виноват. Опоздали все, значит, все заслуживают наказания. Шесть ударов, — с холодным удовлетворением произнесла она приговор». Детям били по ладоням, наверное, чтобы надолго запомнилось, чтобы боль не утихала на некоторое время, зато это был эффективный способ наказания, хоть и жестокий. Мало того, что было больно, так еще и все происходило прилюдно, все дети смотрели и смеялись, по-моему, это крайняя жестокость, когда унижают публично детей. Поскольку дисциплина было превыше всего, то и разговаривать на уроках было нельзя, сначала делали публичный выговор, потом ребенок учении снова протягивал руки и ему публично били по рукам. Вот, именно в какое время, физические наказания были в норме вещей и оставались действенным способом наказания и приучения к дисциплине. В монастырях учились как мальчики, так и девочки, но, я думаю, среди девочек дисциплина больше соблюдалась, чем у мальчиков, мальчики сильнее и им легче перенести боль и унижение, чем девочкам. Маленькая Мэгги, которая только пошла учиться, дважды за день была подвержена наказанию, первый раз – когда опоздала на урок, а второй – когда решила познакомиться с соседкой и заговорила с ней, дважды ее унизили перед сверстниками, но на этот раз еще и выгнали с занятия. Это послужило ей хорошим уроком, впредь такого не повторялось.
Роман «Поющие в терновнике» показал мне картину обучения в начале 20 века, церковь и дисциплина были превыше всего. Жаль, конечно, что детей подвергали наказанию, но это было действенно и эффективно, наверное, только новичков наказывали, а старшие уже знали, что им предстоит и опасались.
Поделиться с друзьями: